Текущая документация. Архив

Наши телефоны: ХООЗЖ:(057) 75-65-000 (круглосуточно); Приют "Дружок": (057)759-79-39;(057)315-19-71; (095) 800-29-88 Электронная почта: druzok2009@yandex.ru

Предложения о создании организации "Животные города"

Жигоровская концепция

Разновидности домашних животных города

1. Кошки.

2. Собаки.

3. Кролики.

4. Куры.

5. Голуби.

6. Утки, гуси, фазаны, павлины, страусы и пр.

7. Коровы.

8. Овцы.

9. Козы.

10. Лошади

11. Свиньи.

Разновидности диких животных города

1. Перелетная птица сухопутная.

2. Перелетная птица водоплавающая.

3. Птицы постоянные.

4. Речная живность: рыба, раки, черепахи.

5. Белки.

6. Ежи.

7. Кроты.

8. Летучие мыши – очень опасные в плане бешенства.

Разновидности диких животных, находящихся на содержании людей в квартирах, частных домах, учреждениях

1. Обезьяны.

2. Лисы.

3. Волки.

4. Медведи.

5. Байбаки.

6. Белки.

7. Зайцы.

8. Косули.

9. Орлы, ястребы, совы, павлины, страусы, фазаны и пр.

10. Нутрии, песцы, лисы.

11. Дикие животные зоопарка.

12. Животные цирка.

13. Животные зоомагазинов.

Экзотические животные, содержащиеся в квартирах

1. Обезьяны.

2. Змеи ядовитые.

3. Змеи не ядовитые.

4. Гекконы.

5. Черепахи.

6. Крокодилы.

7. Попугаи.

Данная информация собрана по наблюдению и свидетельским показаниям очевидцев ХООЗЖ за 10 лет.

Только неофициальных террариумов по разведению особо ядовитых змей в обычных жилых квартирах известно около десятка.

Вообще все, что касается разведения и содержания экзотических животных, не подвергается никакому контролю, особенно на предмет ввоза в нашу страну больных животных. Важен тот факт, что экзотическое животное, птица или земноводное может быть доставлено абсолютно здоровым, но с учетом нарушения в содержании и особенностей климата может заболеть. В результате этого оно может болеть своей экзотической болезнью, распространяя микробы и вирусы абсолютно нам неизвестные, возможно, чрезвычайно опасные для человека. Сколько таких животных гибнет и по какой причине, остается только догадываться.

Системы учета и регистрации таких животных нет, что позволяет вести свободную их продажу как в зоомагазинах так и на птичьих базарах. Аналогичная ситуация и с нашими дикими животными. В Донецке передвижной зоопарк по 100 американских долларов свободно продал двух бурых медвежат, которые были привезены из г.Харькова. Абсолютно безнадзорное приобретение диких и экзотических животных ведется через цирк и зоопарк в обход норм и правил.

ХАРЬКОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ОБЩЕСТВО ЗАЩИТЫ ЖИВОТНЫХ обращается к юридической фирме "Защита" с предложением разработать общегородскую программу ЖИВОТНЫЕ ГОРОДА с последующим юридическим сопровождением.

Ситуация с животными города, и, в особенности, с такими, как собаки и кошки, уже давно требует современного грамотного решения. Взятый нашей страной курс на европейское развитие в самое ближайшее время потребует современного решения всех накопившихся проблем, которые переползли из времен Советского Союза в реалии наших дней. Анализ архивных документов показал, что данная проблема возникла еще в 1898 году. Тогда необдуманное решение городских властей о регистрации животных привело к многочисленной гибели собак и кошек, которые были уничтожены своими же владельцами. Река Лопань была буквально завалена трупами утопленных животных.

Прошло более 100 лет, но в нашу организацию по-прежнему приходят официальные жалобы на то, что из реки в районе центрального рынка периодически вылавливают мешки, набитые трупами собак и кошек. К сожалению, даже за целый век не удалось грамотно и гуманно разрешить узел городских проблем с животными.

Всесторонне изучая данную проблему, наша организация пришла к выводу, что основной причиной является полное отсутствие глубоко научного и юридически грамотного подхода к ее решению. Отдельные положения и законы просто переписывались из десятилетия в десятилетие, не отвечая задачам и целям современности. Мы с уверенностью можем заявить, что правила содержания животных, которые используются в наши дни, являются аккуратно переписанными из аналогичных, датируемых 50-60-80-тыми годами, несмотря на то, что вся зоополитика и человеческий менталитет давно в корне изменились.

Любые серьезные решения и разработки начинаются с изучения учетных и статистических данных. К сожалению, как при Советском Союзе, так и в нашей свободной стране, серьезным учетом животных ни одна организация не занималась. Мы не смогли получить не только точных, но даже приблизительных цифр о количестве животных города. Первая и основная причина такой неразберихи заключается в отсутствии централизованного учета и регистрации животных с последующим контролем за их содержанием и обращением. Так, на сегодняшний день количество бездомных животных в городе колеблется по данным различных организаций от 20 до 200 тысяч. В отношении "хозных" животных также невозможно назвать конкретную цифру, так как подсчет ведется только животных вакцинированных. Количество непровакцинированных остается загадкой, особенно по частному сектору. Так, по нашим подсчетам, на некоторых улицах было зарегистрировано от 7 до 10 собак, в то время как их реальное количество составляло от 30 до 40.

Полное отсутствие системы законодательного контроля и реального учета полностью подавляет дисциплину владельцев животных и приводит к преступной безответственности. Бездумное приобретение и размножение животных приводит в лучшем случае к стимуляции стихийных базаров с несанкционированной продажей животных. В худшем – выбрасыванию их на улицы и пополнению огромной армии бездомных. За последние пол века это вошло в привычку и стало почти нормой в обращении с животными. Бесконтрольность порождает безответственность и полное нежелание регистрации приобретенных животных.

Анализ деятельности отдельных городских структур показал, что каждая из них выполняет только свой узкий фронт работ по этому направлению не замыкая на себе ряд последующих звеньев. Каждая организация может отлично работать по своей специальности, но при этом общая проблема остается на прежнем уровне. Таким образом, казалось-бы замкнутая цепь вопросов просто разрывается на множество отдельных звеньев с последующим отсутствием логического завершения. Возникает целый ряд практически не решаемых вопросов. К примеру, как отличить утерянное животное от бродячего и что с ним делать? Кто должен искать владельца и взымать штраф за нерадивое отношение к содержанию такого животного? Как поступать, если такое животное укусило человека? Как относиться к животным, имеющим владельца, но не имеющим официальной регистрации? Как бороться с распространением собак бойцовых пород и многочисленными собачьими боями? Кто должен контролировать гуманное отношение к бездомным животным и решать вопрос их судьбы на современном европейском уровне? Это только небольшой фрагмент проблем от общего числа возникших в связи с отсутствием современной законодательной базы.

Фактически, законодательная база по животным состоит из следующих законов:

Статья № 154 Кодекса Украины об административных правонарушениях – НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ СОДЕРЖАНИЯ СОБАК И КОШЕК.

Уже в первом абзаце можно найти целый ряд туманных трактовок о местах содержания и количестве, а вопрос об изъятии животных просто зависает в воздухе. Куда такое животное передается в дальнейшем и как решается вопрос о частной собственности?

Статья № 89 Кодекса Украины об административных правонарушениях - ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ЖИВОТНЫМИ.

Истязание и мучение животных наказуемо, но как тогда трактовать уничтожение бездомных животных и проведение собачьих боев?

Статья № 299 Уголовного кодекса Украины – ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ЖИВОТНЫМИ.

На основании данной статьи любое действие над любым позвоночным животным наказуемо.

Проблема в том, что данная законодательная база требует тщательного изучения и решения вопроса с животными квалифицированными специалистами по каждой отдельной ситуации. Наша организация не зафиксировала за последние десять лет ни одного случая наказания по данной статье. Более того, десятки нарушений не удалось довести до суда из- за нежелания милицейских органов детально разобраться в конкретной ситуации и наказать виновных по закону.

Основная причина всех недоработок состоит в отсутствии конкретной организации, которая централизованно замыкает на себе все зоопроблемы. Мы выступаем с предложением о создании организации под названием "Животные города", которая будет централизованно вести учет и регистрацию всех животных города, контролировать правила их содержания и обращения, гуманно решать вопросы бездомных животных. Такая организация будет стоять на страже законного обращения со всеми видами животных, вести активную пропагандистскую деятельность. В задачу такой организации будет входить проблема внедрения самых современных методов профилактики размножения и контроля животных. Высоконаучный подход, грамотная юридическая база на основе этичного и гуманного обращения с животными должны стать основой данной организации. Это принесет большую пользу городу как в экономическом так и в воспитательно-эстетическом культурном аспекте.

30.01.04 г.

Председатель ХООЗЖ Бондаренко О.Б.

 

 

Раздел Харьковского областного общества защиты животных

Харьковское областное общество защиты животных строит свою работу на основе официально утвержденного и действующего устава организации. Одной из важных концепций, предложенных ХООЗЖ, является разработка современных норм и правил содержания и обращения с животными, приближающихся к европейским стандартам.

Существующие в настоящее время правила и положения о содержании животных в городе датированы восьмидесятыми годами прошлого века, в эпоху тоталитарного режима. Они не только морально устарели и не отвечают современной действительности, но в ряде случаев наносят прямой ущерб жизни и здоровью животных. Отсутствие четкой системы контроля и мониторинга порождает неразбериху и анархию не только среди частных владельцев животных, но и в ведомственных государственных структурах, владеющих домашними, дикими и экзотическими животными. Для приведения сложившейся ситуации в современные цивилизованные нормы, ХООЗЖ предлагает разработать и приступить к скорейшей реализации программы под названием ЖИВОТНЫЕ В ГОРОДЕ. Программа должна отвечать требованию гуманного и этичного отношения к животному миру, профилактировать элементы жестокости и насилия, стимулировать и поощрять дисциплину среди владельцев животных. Основная концепция программы должна заключаться в гуманности, сострадании и законности к животному миру и людям.

Для реализации поставленных задач программа в обязательном порядке должна включать последовательные и взаимоподдерживающие разделы.

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАМЫ "ЖИВОТНЫЕ В ГОРОДЕ"

1. Внедрение единой системы контроля и учета домашних животных

Данная система позволит четко контролировать не только общее количество животных, но определит породный и видовой состав. Значительно упорядочит налоговый сбор.

2. Проведение жетонизации и идентификации всех животных

Это в значительной мере позволит контролировать принадлежность животного и оперативно проводить поисковые работы.

3. Организация единой компьютерной базы учета всех животных, включая диких и экзотических, находящихся на постоянном проживании в городе

Данная база в значительной мере будет полезна ветеринарной, санитарной и таможенной пограничной службам. Создаст благоприятные условия для проведения всех видов ветеринарно-санитарных мероприятий и усилит контроль за незаконным ввозом различных видов животных.

4. Упорядочение на законных условиях и соответствующий контроль мест продажи животных

Это позволит в первую очередь не допустить продажу больных животных. Наложить соответствующий контроль на незаконную реализацию диких и экзотических животных. Стимулирует приобретение животных через клубы и питомники.

5. Разработать комплексную систему гуманного и этичного отношения к бродячим животным, направленную на профилактику бездомности и поэтапное сокращение безнадзорных животных, включающую

а) организацию приюта для бродячих животных с последующим коллективным решением их дальнейшей судьбы;

б) проведение стерилизации, идентификации, вакцинации и возвращения животного в естественную среду обитания;

в) проведение рекламной акции в поддержку желающих приобретать животных в приюте;

г) поиск и возвращение животных бывшим владельцам.

Реализация данных предложений позволит на протяжении пяти лет сократить количество бродячих животных до определенного, необходимого городу количества постоянно контролируемых особей, не представляющих никакой опасности и создающих полезный биологический санитарный барьер.

6. Определить систему утилизации и захоронения всех трупов животных, как бесхозных, так и принадлежащих частным лицам, ведомственным структурам, включая биологические лаборатории, зоопарки, цирки, зооуголки, животноводческие фермы, путем создания единого кладбища для животных

Реализация данной системы будет способствовать биологической очистке города, прилегающих лесов, скверов, парков и рек. В значительной мере положительно повлияет на отношение человека к живой природе.

7. Разработать временные, отвечающие современному уровню положения, регламентирующие правила содержания и обращения с животными

а) правила содержания собак и кошек;

б) правила содержания высоко агрессивных собак бойцовских пород;

в) диких и экзотических животных;

г) лабораторных животных;

д) профилактика безответственного размножения животных;

е) стерилизация бесперспективных животных;

ж) положение об эвтаназии.

.

Новые положения в значительной мере повысят дисциплину и ответственность владельцев животных. Приведут в соответствие налоговые сборы. Определят систему штрафов за конкретные нарушения и юридический механизм изъятия животного. Будут способствовать прекращению безответственного размножения.

8. Разработка системы развития отечественной кинологии и фелинологии. Комплексные мероприятия по социализации животных активной дрессировкой и воспитанием с выдачей соответствующих документов и жетонов, предоставляющих систему льгот.

Данная система позволит активизировать работу по разведению высокопородных животных. Повысит значимость кинологических и фелинологических клубов. Будет стимулировать необходимость социализировать животных путем дрессировки. Повысит культуру содержания и обращения с животными.


Дополнение к предложениям

Перечень животных, упорядоченных к содержанию

А. Животные-компаньоны

Собаки

1. Служебные породы –регистрируются на общих основаниях. Имеют общие правила содержания. Выгул осуществляется при одетом ошейнике, наморднике на поводке. За исключением собак особого назначения.

2. Охотничьи породы - регистрируются на общих основаниях. Имеют общие правила содержания и выгула –поводок, ошейник, намордник.

3. Декоративные собаки – регистрируются на общих основаниях. Имеют общие правила содержания и выгула с поводком, ошейником и намордником.

Исключение в ношении намордника составляют животные менее 5 кг веса или имеющие специальную справку кинолога о невозможности ношения намордника по физиологическим особенностям.

4. Собаки бойцовских пород – получают право на регистрацию только после предоставления владельцем справки от нарколога и психиатра, с дальнейшим учетом в милиции, как особо опасные собаки. Имеют общие правила содержания и выгула.

Б. Кошки

1. Вне зависимости от породы, регистрируются на общих основаниях. Содержатся согласно статье 154 А.К.У.

Дикие животные, птицы, пресмыкающиеся

Запрещены к условиям частного содержания.

Первая причина – отсутствие законодательной базы.

Вторая – по гуманным и этичным соображениям.

Третья – запрет отлова диких животных.

Исключение – содержание животного, которое по физиологическим причинам не в состоянии существовать самостоятельно.

Регистрация такого животного и разрешение на содержание обязательно.

Содержание диких животных в спец. Учреждениях допускается только после регистрации и соответствующего разрешения.

Экзотические животные

Представляющие прямую или косвенную угрозу опасности для жизни и здоровья владельца и окружающих к содержанию в частных условиях запрещены.

Приматы, хищники, ядовитые – категорически запрещены к содержанию в частных условиях

Содержание в специальных учреждениях - после разрешения и регистрации.

Мы считаем, что программа должна максимально защитить диких и экзотических животных от желания отдельных лиц их отлавливать для продажи и дальнейшего содержания в домашних условиях.

10.10.06 г.




" Н А Д Е Ж Д А "

ПРОЕКТ ГУМАННОГО СОКРАЩЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ БЕЗДОМНЫХ ЖИВОТНЫХ

ВВЕДЕНИЕ

Проблема большого количества бездомных животных в крупных городах Украины существует уже не одно десятилетие. Проводимые нами исследования показали, что в г. Харькове первые признаки данной проблемы появились более ста лет назад. Так в 1898 году, было принято постановление Городской Думы о налоге на собак. Избавляясь от животных, горожане выгоняли их сотнями со своих подворий и в большом количестве топили в реках.

Все последующие годы показали, что как при царском режиме, так и при Советской власти количество бездомных животные представляло проблему для города. К сожалению, за 15 лет, нашего молодого государства, данная проблема остается нерешенной. Мы видим сложности не столько в количестве бездомных животных, сколько в путях решения проблемы. На протяжении всего времени к бездомным бродячим животным относились как к биологическому мусору, который необходимо было собрать, то есть отловить, и уничтожить. Других, более этичных, научных и гуманных подходов не было, как и соответствующих законов и предписаний. Антигуманная правовая база порождала аналогичные отношения к животным. Бездомных собак и кошек десятками варварскими уничтожали, порой на глазах у людей. Самым вопиющим фактом является то, что в нашей стране отсутствуют препараты для эвтаназии животных. Сожаление вызывает и тот факт, что за данной ситуацией наблюдают европейские страны, делая соответствующие выводы и замечания в нашу сторону.

Система массового уничтожения бездомных животных сама по своей сути не эффективна, так как при наличии территории с большим потенциалом пищевых продуктов стимулируется увеличение популяции животных. Уничтожение животных на определенных территориях, имеющих большое количество пищевых отходов, приводит к миграции животных с более отдаленных мест, включая и диких. Согласно элементарным законам природы, чем больше животных погибает, тем более интенсивно идет размножение оставшихся. Природа не терпит пустоты в биологических нишах. Наличие кормовой базы провоцирует появление в них новых и новых животных, практически до бесконечности. Вторым источником пополнения армии бездомных является бездумное неконтролируемое размножение домашних животных. Владельцы собак и кошек, пользуясь бесконтрольностью и безнаказанностью, выбрасывают щенков и котят в парки скверы, лесопосадки, решая этим свои проблемы, но при этом значительно усугубляя ситуацию в целом.

В связи с принятым Законом Украины "О защите животных от жестокого обращения" в 2006 году и новыми правилами обращения с домашними животными в г.Харькове, ситуация с бездомными и домашними животными должна измениться коренным образом в лучшую сторону. Так, согласно новым закону и правилам, запрещено уничтожение животных, вместо этого предполагается определение их в приюты. Однако, согласно анализу и нашим наблюдением за подобной ситуацией в странах дальнего и ближнего зарубежья, одними приютами вопрос не решить.

Предлагаемый нами проект "НАДЕЖДА" по снижению численности бездомных животных путем биостерилизации основан на законах популяционной экологии и предлагает научно подтвержденный, эффективный, проверенный на практике в ряде европейских стран, морально обоснованный путь решения проблемы бездомных животных.

Проект "Надежда" включает ряд комплексных управленческих, экономических и правовых мероприятий, направленных на снижение численности бездомных животных в городе и области.

    1. Паспорт Проекта

1.1. Название проекта:

"НАДЕЖДА" - гуманное сокращения численности бездомных собак и кошек путем массовой стерилизации и создания групп санитарных животных для биологической защиты города и области.

1.2. Авторы проекта:

- Председатель Харьковского областного общества защиты животных;

- юридическая компания "Веприцкий и партнеры";

- ассоциация биоэтики г. Харькова.

2. Состояние проблемы бездомных животных

2.1. Факторы, способствующие увеличению численности бездомных животных.

- отсутствие эффективного контроля за содержанием и обращением с домашними животными;

- бесконтрольность в размножении домашних животных;

- отсутствие контроля за животными на дворовых территориях учреждений, заводов, предприятий, строй площадок, рынков;

- отсутствие общегородской системы массовой стерилизации домашних и бездомных животных;

- отсутствие единой городской централизованной базы по учету домашних животных;

- отсутствие системы поиска пропавших животных;

- наличие стихийных рынков по продаже животных;

- выброс новорожденных животных в парки, скверы, лесопосадки;

- отсутствие приютов для животных;

- научно не обоснованный, антигуманный подход к работе с бездомными животными;

- опустошение биологических ниш при уничтожении бездомных животных города;

- большой приток в город бродячих животных с периферии;

- существование избыточной, стихийной кормовой базы для бездомных животных;

- низкий уровень культуры населения в вопросах содержания и обращения с животными;

  • отсутствие общегородской целенаправленной просветительской работы среди населения в вопросах животного мира.

2.2. История вопроса

Трудность решения проблемы - не в бездомных животных, а в их количестве. Существующая до настоящего времени система работы с бездомными животными не отвечает элементарным требованиям этики и гуманизма. Самые большие ее недостатки - полное отсутствие какого-либо научного подхода и абсолютная бесперспективность. Это уже неоднократно доказано на более чем столетнем опыте. Городской бюджет ежегодно теряет огромное количество денег на отлов и убиение животных. По нашим наблюдениям, эффективность данной работы крайне низка, а в ряде случаев наносит прямой вред как жителям города, так и окружающей среде. Это связано с тем, что методика так называемого отлова собак крайне жестокая и отрицательно влияет на психику людей, особенно детей, на глазах которых это происходит, а освободившаяся после отлова территория, быстро заполняется новыми четвероногими существами, но уже пришедшими с периферии, менее социализированными и агрессивными. Следует отметить, что и сама работа службы отлова происходит с целым рядом правовых нарушений. За последние 20-30 лет мы не отмечали случаев, когда в городе не было бы бездомных животных или их количество было бы заметно сокращено. Это прямо указывает на необходимость изменения подходов к данной проблеме и детального научного анализа истоков причин.

От населения города в адрес Общества защиты животных приходит множество жалоб, как от людей безгранично любящих животных, так и от тех, кому бездомные собаки и кошки доставляют массу проблем. Следует признать, что в ряде случаев бездомные собаки, сбиваясь в стаи, представляют прямую угрозу жизни человека, особенно на окраинах города, в дачных поселках. Большое количество собак и кошек остается брошенным после окончания дачного сезона и у них возникает проблема: как выжить в абсолютно непривычных для них условиях, когда пищу необходимо разыскивать и отвоевывать. Это делает животных агрессивными и в этом не их вина. Чувство самосохранения включает заложенные природные инстинкты и борьбу за существование.

Устаревшие методики по принципу "поймать бездомное животное и убить" уже давно не отвечают элементарным международным требованиям. Намеченный нашей страной Европейский путь развития требует абсолютно новых гуманных, научных, человечных и современных подходов в решении проблем четвероногих существ. Не их вина в том, что они бездомны, а наша, что мы сделали их такими и пытаемся решать наши ошибки их болью и кровью. Выполнение Закона Украины "О защите животных от жестокого обращения" требует полной реорганизации службы отлова, строительства приютов для животных, создания соответствующей общегородской программы. Однако, даже эти меры не смогут в должной степени быстро изменить картину с бездомными животными. Каким бы просторным не был приют, его вместимость не будет превышать 300–500 животных. Содержание такого количества собак и кошек требует огромных финансовых затрат. Учитывая, что общее количество бродячих животных составляет примерно сто тысяч, приют решает только максимум 0,5% проблемы. Это так мало, что вообще не в состоянии каким-либо образом повлиять на масштабность проблемы. Создание приютов может дать и отрицательный эффект. Благодаря им владельцы животных без особых проблем будут избавляться от новорожденных щенков и котят. Легче отнести животное в приют, чем пытаться пристроить его на несанкционированных рынках. По опыту других стран известно, что приюты заполнялись в первую очередь не бездомными, а домашними животными, от которых избавлялись их владельцы. Для успешного решения сложившейся проблемы необходим комплексный подход. Мы считаем, что главным направлением работы должна стать массовая стерилизация животных. Это самый эффективный и прогрессивный путь. Простой арифметический подсчет является тому доказательством.

Стерилизация только 100 животных, сокращает число бездомных более чем на 1000 особей в первый год и на 8000 во второй, что соответствует строительству 40 приютов на 200 животных каждый.

При сокращении числа бездомных животных, особенно на первом этапе, возникает еще одна немаловажная проблема: как поступать со стерилизованными животными? Как мы уже отмечали выше, заполнять ими приюты бесперспективно. Мы предлагаем абсолютно здоровых и хорошо социализированных животных отпускать в места их обитания, придавая им статус САНИТАРНОГО животного. Только таким путем будет возможно гуманно, этично и цивилизованно сократить большое количество бездомных животных.

3. Цели и основные задачи проекта

3.1. Цель благотворительного проекта "НАДЕЖДА"

Регуляция численности домашних и бездомных животных путем проведения благотворительных массовых стерилизаций и создания групп, здоровых профилактически обработанных от болезней, идентифицированных санитарных животных.

    1. Задачи проекта

Цель благотворительного проекта будет достигнута путем решения следующих задач:

- заключение договорных отношений с ветеринарными клиниками города о проведении в рамках благотворительного проекта "НАДЕЖДА" благотворительных операций по стерилизации домашних и бездомных животных;

- благотворительное обеспечение ветеринарных клиник всем необходимым современным материалом для проведения массовых стерилизаций;

- организация уникального городского научно-практического центра стерилизации животных на базе ветеринарного госпиталя;

- активная пропаганда среди населения необходимости проведении стерилизации собак и кошек;

- поощрение населения по проведению стерилизации животных;

- проведения в школах круглогодичных детских конкурсов на тему любви и сострадания к животному миру;

- выпуск печатной продукции – книг, буклетов, листовок и пр. о правилах содержания и обращения с животными;

- постоянный мониторинг ситуации с бездомными животными;

- благотворительная поддержка частных приютов для бездомных животных;

- организация стерилизации домашних животных с 50% скидкой;

- благотворительная бесплатная стерилизация животных, принадлежащих социально незащищенным слоям населения;

- бесплатная стерилизация бездомных животных;

- идентификация различными методами стерилизованных домашних животных;

- обязательная идентификация путем клипсирования (яркая бирка с номером прикрепленная к уху животного) всех без исключения бездомных животных;

- создание САНИТАРНОЙ (ГОРОДСКОЙ) СОБАКИ, как биологически обоснованной и социально необходимой группы животных.

Это в значительной степени позволит снять напряжение по целому ряду вопросов, возникающих в процессе выполнения нормативно правовых документов и новой общегородской программы "Животные города".

ЧТО ТАКОЕ "САНИТАРНАЯ (ГОРОДСКАЯ) СОБАКА ГОРОДА"

1. Социализированное, не агрессивное, здоровое животное.

2. Прошедшее курс профилактических прививок от бешенства и ряда других инфекционных болезней.

3. Стерилизованное.

4. Идентифицированное.

5. Состоящее на учете в базе данной организации.

6. Собака, находящаяся под контролем и защитой ответственных лиц и общественных организаций.

7. Животное, не подлежащее отлову соответствующими службами города (за исключением случаев прямой угрозы здоровью человека).

Функции САНИТАРНОЙ (городской) СОБАКИ:

1. Заполнение биологической ниши города.

2. Защита выбранной территории от других собак.

3. Защита города от проникновения диких хищных животных лисиц, волков и пр.

4. Санитарная уборка территории от остатков съестных продуктов, отпугивание и частичное уничтожение грызунов, профилактика распространения инфекций.

5. Ведение постоянной охраны выбранной территории.

6. Как пример гуманного, этичного и ответственного отношения человека к животным.

Создание санитарных собак города в значительной степени снизит нагрузку на приюты для животных, создаст условия для защиты города от постоянного проникновения животных с периферии. На первых этапах по гуманному сокращению численности бездомных животных благотворительный проект "НАДЕЖДА" будет играть ключевую роль по предотвращению необоснованного уничтожения большого количества социализированных бездомных животных.

4. Механизм обеспечения реализации программы благотворительного проекта "НАДЕЖДА"

4.1. Нормативно- правовое обеспечение

Реализация благотворительного проекта "НАДЕЖДА", гармонично вписывается в законодательные и нормативно-правовые документы, касающиеся вопросов животного мира. Это Закон Украины "О защите животных от жестокого обращения" от 21 февраля 2006 г. Новые городские "Правила содержания животных", принятые на 14 сессии Городского совета. Программа по животным города, принятая на 15 сессии городского совета.

4.2. Финансовое обеспечение

Учитывая уникальность благотворительного проекта и его необходимость для города, финансирование комплекса на первых этапах планируется за счет внебюджетных источников, в том числе средств благотворительных фондов, добровольных объединений граждан, а также иных юридических и физических лиц.

4.3. Организационное обеспечение

Организационное обеспечение реализации благотворительного проекта "НАДЕЖДА" и контроль за выполнением предусмотренных проектом мероприятий проводит Харьковское Областное общество защиты животных.

Для координации проводимых мероприятий организаторы проекта ставят в известность и представляют план проекта в следующие организации:

- управление экологии,

- управление правового контроля,

- государственную службу ветеринарной медицины,

- государственную санитарно-эпидемическую службу,

- управление ЖКХ,

- управление по делам прессы и информации,

- общественные организации по защите и обращению с животными.

В ходе реализации благотворительного проекта вносятся определенные коррективы и дополнения на ежемесячных контрольно-ревизионных заседаниях Харьковского областного общества защиты животных.

4.4. Ожидаемые результаты выполнения благотворительного проекта "НАДЕЖДА"

Реализация данного проекта даст конкретный социальный и экономический эффект, который выразится в :

- значительном сокращении численности бездомных животных;

- повышении ответственности владельцев животных в отношении бесконтрольного размножения собак и кошек;

- изменении общественного мнения в отношении стерилизации животных;

- повышении санитарно-эпидемиологического уровня города;

- заполнении биологических ниш города социализированными, здоровыми САНИТАРНЫМИ животными;

- повышении уровня пропаганды в вопросах правильного содержания животных как одного из основных факторов профилактики бездомности;

- снижении аварийности на дорогах;

- повышении уровня комфортности и безопасности среды существования человека;

- стабилизации общественного порядка и спокойствия;

- повышении человеческой нравственности в отношении животного мира;

- защите биоэтических прав человека;

- повышении эстетического облика города Харькова;

- повышении международного имиджа Украины и города Харькова на примере соблюдения международных стандартов обращения с животными.

Благотворительный проект "НАДЕЖДА" гармонично вписывается в любую программу по обращению с животными, не требуя при этом финансовых затрат из городского бюджета.

Август 2007 г.

Председатель ХООЗЖ Бондаренко О.Б.

 

 



План проведения акции "НАДЕЖДА"

Дальнейшее проведение акции возможно только при наличии постоянного финансирования. В связи с тем, что городские власти периодически выделяют деньги на стерилизацию бездомных животных города, дальнейшую работу в этом направлении можно прекратить. Это вполне логично, так как данное направление требует огромных капиталовложений, до 20-30 тыс. гривен в месяц и фактически дублирует работу городских служб. Остается очень болезненным и открытым вопрос о помощи в стерилизации животных малоимущим, так как нет городской программы по оказанию помощи в этом направлении. По нашим наблюдениям, такая помощь необходима крайне малоимущим, от 10 до 15 человек в месяц, что составляет в среднем 20-30 животных. Каждый нуждающийся обращается в организацию, предоставляя документы о своем социальном положении, и получает официальное направление на бесплатную стерилизацию каждого животного, где указываются все его данные. Это дает возможность в любое время проверить качество работы ветеринарных врачей и вести четкий учет финансовой отчетности. В нашей организации работает 4 врача-волонтера, которые за самый минимальный расчет проводят стерилизацию животных с выездом на место.

Расчетный прейскурант

  1. Кошка – 120 гр.
  2. Кот – 50 гр.
  3. Малая собака, сука - 140 гр.
  4. Большая собака, сука - 160 гр.
  5. Малый кобель - 50 гр.
  6. Большой кобель - 70 гр.

Данные расценки в 3-4 раза дешевле, чем в клиниках города.

Исходя из представленных данных, для проведения акции *Надежда*, необходимо в месяц минимум 3000 гр. За эти деньги можно будет простерилизовать примерно 12 кошек, 7 котов, 7 кобелей, 7собак-сучек.

Председатель организации Бондаренко О.Б.



ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Как главный элемент пропаганды и агитации

1. Общий вид машины - полностью в рисунках, информационных справках – телефоны, название организации, слоганы и т.д.

2. В наиболее людных местах города прямо с машины - проведение агитационной работы – раздача буклетов, журналов, различной литературы, прием в члены организации, сбор пожертвований и т.д.

3. Выезды на машине в детские сады, школы и другие учреждения для

проведения лекций, бесед и пр.

4. Совместно со станцией юных натуралистов проведение выездных зооконцертов - дрессированные собаки кошки и т.д., как красочного шоу для агитационной работы.

5. Выезд на все городские мероприятия, связанные с животными – выставка собак, кошек, птиц – ведение агитационной работы прямо с машины, подвозка красочных щитов, баннеров и пр.

6. Постоянное движение машины по городу, присутствие на всех общегородских праздниках и массовках.

Как инструмент оперативной помощи животным

1. Машина укомплектована приспособлениями для проведения спелеологических и высотных работ – животное провалилось в люк, подвал, зависло на дереве и т.д.

2. Оказание помощи животным, сбитым на дорогах, доставка в лечебные учреждения.

3. Экстренные выезды на места преступлений в отношении к животным, беседа со свидетелями, сбор вещественных доказательств, доставка травмированных или убитых животных в судебно-ветеринарные учреждения для проведения необходимых экспертиз.

4. Оказание помощи диким животным – вывоз из города в места естественного обитания – птицы, лисы, волки, земноводные и пр.

Для ведения постоянной работы по оказанию помощи там, где крайне необходимо наличие транспорта

  1. Сбор и перевозка животных в приюты и места передержки.
  2. Оказание помощи престарелым и инвалидам в транспортировке животных.
  3. Оказание помощи частным приютам в различных видах транспортных работ.
  4. Сбор кормов из различных торговых точек спонсоров.
  5. Проведение гуманных оперативных отловов бездомных животных, с использованием специального оборудования.
  6. Транспортировка животных в клиники для проведения массовых стерилизаций.

При использовании транспортного средства организация берет на себя все необходимые расходы, связанные с эксплуатацией, ремонтом и содержанием машины.

Председатель ХООЗЖ Бондаренко О.Б.

 



Образец акта ответственности

Act Otvetv Logo

 



ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ ОДНОЙ ЦЕПИ

1. Единая база учета животных города.

2. Единая система идентификации животных.

3. Создание пункта сбора и длительной передержки животных.

4. Организация службы зооконтроля - отлов, изъятие, спасение, эвтаназия, захоронение.

5. Общегородская отдельная программа массовой стерилизации (под руководством и контролем вет. службы) в прямом контакте и при поддержке предприятия по животным города.

6. Решение вопроса ("Да" или "Нет") о статусе "САНИТАРНАЯ СОБАКА ГОРОДА".

7. Решение вопроса контролирующего органа о выполнении правил содержания и обращения с животными.

8. Система пропаганды и просвещения населения.

 



Обращение к будущим коллегам (г. Желтоводск)

Уважаемые коллеги! Поймите меня правильно. Ко мне обращались множество раз за оказанием помощи в создании подобной организации. Очень часто это заканчивалось просто желаниями отдельных людей и не представляло для нас никакого интереса. Организации они так и не создали, а от нас получали кучу информации и документов, но работа дальше не двигалась.

Предлагаю работать конструктивно.

Условие первое. Мы обладаем очень большим практическим опытом по всем вопросам. Делайте так, как мы будем советовать.

Условие второе. Логическая последовательность ваших действий и принимаемых решений.

Условие третье. Никакого фанатизма, волюнтаризма и партизанщины. Я от этого устал в нашем городе.

Условие четвертое. Мы, и я лично, будем помогать вам во всем и даже более, если вы будете последовательно развивать вашу организацию и делиться с нами вашими успехами. Мы всегда рады совместному сотрудничеству и с большим удовольствием поддерживаем настоящих единомышленников, а не доморощенных невежественных фанатиков, от которых одни неприятности и, в первую очередь, у защищаемых ими животных.

Условие пятое. Вы должны осознать и понимать, что работник общественной организации обязан работать с общественностью, решать проблемы общественности и делать все, чтобы общественность не страдала от его действий.

Условие шестое. Выучить, знать и понимать права и обязанности общественного работника, законы и правила содержания и обращения с животными, уголовный и административный кодекс, законы Украины – почти наизусть.

Условие седьмое. Не доверяйте информации о бурной и успешной работе отдельных организаций, включая и одесский немецкий приют. Все анализируйте и проверяйте. К сожалению, в большинстве все это - откровенное вранье.

Всегда и везде при защите животных возникает конфликт между теми, кто их любит, и теми, кто ненавидит. И ваша задача - поставить работу так, чтобы все были довольны, тогда животные будут защищены. Перегиб в любую сторону – гибель животных. И еще один беглый совет. Любое наведение порядка с животным миром города необходимо начинать с домашних животных, с культуры их содержания.

Источник бездомности домашние животные.

Ваши конкретные действия

Первый этап

  1. Найти 3-5 нормальных грамотных людей, желательно хороших профессионалов (врачи, биологи, учителя, юристы). Очень хорошо, чтобы был один влиятельный известный человек в городе для общей поддержки.
  2. Выбранный вами председатель организации должен быть грамотным в элементарных вопросах общественной работы, уметь хорошо говорить, писать короткие статьи, не бояться телевидения и уметь выслушивать людей, смело общаться с городскими властями, выступать перед аудиторией. Если он хороший человек, но этими качествами не обладает, пусть будет заместителем.

  3. Написать грамотный устав (можно взять за образец наш) и по всем правилам зарегистрировать организацию с получением печати.
  4. Открыть счет в банке.
  5. Организовать офис.
  6. При офисе открыть информационно консультативный кабинет по всем вопросам – биологическим, ветеринарным, юридическим, где можно будет получить консультацию по вопросам содержания животных, обращения с ними и т. д., чтобы людям было интересно с вами общаться.
  7. Создать телефон горячей линии, по которому к вам будет стекаться вся информация о положении в городе с животными.
  8. При офисе открыть общественную приемную (работает один день в неделю, прием ведет председатель организации). В функции входит рассмотрение жалоб, предложений, писем, работа с прессой. А главное - работа по приему в члены организации с выдачей удостоверения. По моим расчетам, за первый год вы должны иметь минимум 100 членов.
  9. Выпуск красивых листовок с призывом любить животных и выполнять все требования по их содержанию (работа на городские власти, санитарную и вет. службы). Это отметит вашу полезность городу.
  10. Дать информацию в газету о существовании вашей организации.
  11. Это самое главное – отдел фандрейзинга – поиск спонсоров. Если вы будете нищими и несчастными, такой и будет успех от вашей работы. Найти пробивного, смелого, языкатого оратора для работы в отделе.

Вот в принципе и вся информация для вас на первом этапе. Когда вы с ней справитесь, у нас будет интерес далее рекомендовать действия для второго этапа. Поверьте мне, очень многие организации начинают свою работу с третьего этапа, но на этом их деятельность и заканчивается.

С уважением,

председатель Харьковского областного

общества защиты животных Бондаренко О.Б.



Председателю Харьковского областного

общества защиты животных

Бондаренко О.Б.

Заявление

Мы, ниже подписавшиеся, жильцы домов № 29 и 31 по переулку Адыгейскому и жильцы дома № 240 по проспекту 50 лет СССР доводим до Вашего сведения, что 29.06.08 г. во дворе наших домов двое молодых людей умышленно натравили на нашу дворовую собаку – суку двух лет, стерилизованную, двух своих бойцовых собак породы пит-бультерьер. Эти агрессивные собаки были без намордников и поводков. В результате наша собака получила многочисленные укушенные раны, а мы - психологическую травму. Среди свидетелей этого ужаса были и дети. Когда мы стали возмущаться и защищать свое животное, молодые люди стали угрожать нам, что натравят своих собак на нас. Мы уже неоднократно замечали, что эти люди и раньше натравливали своих собак на животных.

Мы вызвали милицию. вызов принял офицер Клочко А. Из Московского РОВД приехал наряд. Мы отдали заявление прапорщику Незавибатько. Наше заявление зарегистрировано под № 10680 дежурным Хребтовым и передано участковому Коновалову Ю.Ю. В заявлении мы указали приметы этих молодых людей и примерные места проживания.

Мы считаем, что эти молодые люди совершили преступление и хулиганство и представляют большую опасность для нас. Мы боимся их угроз, опасаемся за свои жизни и жизни наших детей. Просим Вас оказать нам поддержку и защитить. Мы готовы быть свидетелями данного преступления.

Подписи свидетелей (прилагаются).




Главному управлению юстиции

В Харьковской области

ЗАЯВЛЕНИЕ

Мы, ниже подписавшиеся, руководитель Харьковского областного общества защиты животных Бондаренко О.Б., заместитель руководителя Шокот О.А., внимательно ознакомились с актом проверки деятельности организации от 03.12.08 г. Мы были своевременно поставлены в известность о целях и времени проверки. К сожалению, такая проверка организации проводилась впервые за 17 лет. По некоторым вопросам мы не смогли дать четкого аргументированного ответа в связи с тем, что были недостаточно компетентны и осведомленны.

Нами внимательно изучены все замечания и недоработки в работе организации, которые выявленные результатами проверки. В соответствии с этим 12.12.08 г. было проведено экстренное собрание правления в составе 12 руководителей отделов. На собрании мною, руководителем организации, были обнародованы все замечания по данной проверке и указано на ошибки и недоработки отдельных руководителей отделов. В частности, поручено заведующему отделом пропаганды Гармашу Ю.Б. до конца текущего года обнародовать основные документы по вопросам источников финансирования и использованию данных средств на проведение благотворительных акций и детских конкурсов. Поручено заместителю руководителя регулярно (ежеквартально) организовывать проведение собраний правления с привлечением рядовых членов организации. Проведено 19.12.08 г. отчетное собрание об эффективности работы каждого отдела и доведено до сведения правления, что в дальнейшем необходимо своевременно обнародовать информацию об изменениях в составе правления. Заведующему отделом ФАНДРЕЙЗИНГА поставлена задача ежеквартально обнародовать информацию об источниках финансирования и их направленности по различным акциям, конкурсам, награждениям и прочим акциям на сайте общества в интернете.

Руководство организации обязуется в дальнейшей работе строго выполнять все требования устава.

Председатель ХООЗЖ Бондаренко О.Б.

Заместитель председателя Шокот О.А.




Главе Харьковской облгосадминистрации АВАКОВУ А.Б.

ОБРАЩЕНИЕ

Уважаемый Арсен Борисович!

В нашу организацию обратились жители пос. Борки, которые крайне возмущены варварским расстрелом бездомных животных, происходившим на их глазах.

26.02.06 г. нашим президентом был подписан закон Украины против жестокого обращения с животными. Согласно этому закону, варварски убивать на глазах людей каких-либо животных запрещено, особенно бездомных животных, наших компаньонов - собак и кошек.

Мы понимаем, что существует большая проблема огромного количества бродячих животных, но во всех развитых странах она решается гуманно и цивилизованно. Закон существует уже больше года, но, к сожалению, ответственные лица не только цинично игнорируют его выполнение, но даже не пытаются создавать предпосылок для его поэтапного внедрения.

Бесконтрольное скопление животных, покусы людей – это проблема, с которой нельзя мириться, ее создали не бездомные животные, а "ответственные" лица, которые своим абсолютным бездействием загоняют ситуацию в тупик, а потом решают расстрелом.

Мы с полной ответственностью заявляем, что в пос. Борки было совершено преступление, за которым должно последовать соответствующее наказание. В противном случае беззаконие, варварство и расстрелы живых существ будут продолжаться.

Мы считаем вас самым грамотным и интеллигентным губернатором, который в состоянии понять всю глубину случившейся трагедии.

С уважением и готовностью

к сотрудничеству,

председатель ХООЗЖ О.Б.Бондаренко




ОБРАЩЕНИЕ К ДЕМОКРАТИЧЕСКИМ СИЛАМ

СОЦИАЛЬНО-БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

ДЛЯ ХАРЬКОВЧАН

Проблема животного мира всегда вызывала интерес у большинства людей. Согласно международной статистике и нашим наблюдениям, каждая третья семья имеет какое-либо животное, а каждая пятая в обязательном порядке кошку или собаку. Это значит, что в нашем городе от 300 тысяч до полумиллиона человек каждый день в той или иной степени контактируют с животными. Всех этих людей объединяет одно – симпатия и любовь к животным.

Вокруг животного мира города возникает множество проблем. Несовершенная законодательная база усиливает и обостряет эти проблемы. Практически каждый владелец собаки ежедневно сталкивается с рядом трудностей в обращении с животным. Очень остро в нашем городе стоит проблема огромного количества бездомных животных. По социологическому опросу населения каждого респондента эта проблема не оставляет равнодушным.

Поднимая в городе вопросы, связанные с животным миром, особенно с бездомными животными, мы не только будем разрешать социальные проблемы, а, что самое главное, привлечем к себе положительное внимание всех слоев населения, вне зависимости от их политических симпатий.

Нами уже разработан и апробирован социальный благотворительный проект под названием “НАДЕЖДА”.

Цель проекта – гуманно, этично и современно сократить количество бездомных животных города. При осуществлении данного проекта мы оказываем помощь социально незащищенным слоям населения, проводя операции по льготным ценам. Наша работа пользуется большой популярностью, является уникальной не только для нашего города, но и для всей страны.

Для ее продолжения необходимы соответствующие силы и финансовые вложения. Польза от проекта очевидна: это благотворительность и помощь всем слоям населения, повышение морального уровня людей в отношении к животным и, в конечном итоге, ощутимое гуманное сокращение числа бездомных собак и кошек.

Мы считаем, что это очень удачный и значимый социальный проект, который уже поддержан населением нашего города. Проект является благотворительным и пользуется большой популярностью не только среди владельцев животных. Проект выгоден и интересен всем, включая городские власти. На наш взгляд главное, что данный социальный проект несет в себе абсолютный позитив. Демократические партийные силы, которые станут во главе данного проекта, будут иметь гарантированную симпатию, уважение и голоса харьковчан.

Более детальные аспекты проекта прилагаем.

Председатель общества,

член Совета Киевской районной организации

п.п. “НСНУ” в г. Харькове Бондаренко О. Б.

Член совета п.п. “НСНУ” Покотило Л. И.

Руководитель исполкома

Киевской районной организации

п.п. “НСНУ” в г. Харькове Шевченко П. А.

Член Совета Киевской районной

организации п.п. “НСНУ” в г. Харькове Луханина О.Ю.




Заместителю директора Департамента
жилищно–коммунального хозяйства и
энергетики, председателю тендерного комитета
Кушниру М.Ф.

Заявление

Мною, председателем харьковского Областного общества защиты животных по Вашей просьбе в качестве консультанта проведена оценка претендентов на осуществление услуг по отлову бездомных животных на территории г. Харькова. Оценка базируется на основании наблюдений работы претендентов и восемнадцатилетнего опыта нашей организации.

Первый претендент – КВТБО.

Данная организация занимается отловом бездомных животных длительный срок, однако, на протяжении всего времени ею допускались грубые ошибки в работе. К нам поступали многочисленные жалобы от населения в отношении данной организации, в связи с антигуманным отношением к животным при осуществлении отлова. Используемое оборудование не отвечало современным требованиям по обращению с животными. В конечном итоге работа организации была прекращена. Считаю, что КВТБО дискредитировало себя в глазах общественности и не готово к современному, гуманному и эффективному выполнению отлова животных согласно новым требованиям и законам.

Второй претендент – "Центр усыновления животных".

Представленная организация является общественной, не имеющей соответствующей финансовой и технической базы. Представители организации не имеют какого-либо специального профессионального образования и опыта не только отлова, но и представления о ветеринарных и других зоотехнических законах и правилах обращения с животными вообще. Большим недостатком руководства организации есть полное неумение находить консенсус в работе с представителями государственных служб и ветеринарных организаций. В связи с перечисленными фактами и недостатками "Центр усыновления животных" не может являться претендентом на выполнение требуемых услуг.

Третий претендент – Служба экстренного реагирования.

Руководством данной службы разработаны конкретные правила по работе с бездомными животными, которые неоднократно были рассмотрены и приняты на заседаниях рабочей группы. В соответствии с современными требованиями работы, ими было приобретено соответствующее современное, лицензированное оборудование и техника. Руководство службы нашло возможным договориться о совместной работе с рядом ветеринарных учреждений и общественных организаций. За период испытательного срока работы Службы экстренного реагирования в нашу организацию не поступило ни одной жалобы от населения города. По нашей информации, ветеринарные клиники удовлетворены работой службы и готовы к плодотворному сотрудничеству. Считаю, что данный претендент является самым перспективным для выполнения работы связанной с отловом бездомных животных.

Председатель ХООЗЖ О.Б.Бондаренко





В Харькове открыто кладбище для животных

В Харькове впервые на Украине открыто официальное кладбище для животных. Для оформления всех соответствующих нормативов потребовалось более пяти лет. В бумажном эквиваленте это составило 17 томов документов. Основная трудность состояла в том, что не существовало подобного аналога в Украине и все разработки, исследования и соответствующие нормативы принимались впервые.

Следует признать, что основными местами захоронения животных, в нарушение всех санитарных норм, традиционно были и есть парки, скверы, лесопосадки, где трупы животных закапывали как придется, особенно в зимнее время. Такой подход не делал чести их владельцам.

По информации Общества защиты животных, открытие кладбища - это в первую очередь пример сострадания и уважение к нашим братьям меньшим в знак их беззаветной преданности и любви.

Нужно отметить, что только в Германии таких кладбищ более 80. Отношение человека к животным во всех цивилизованных странах считается индикатором благополучия общества.

Стремление к европейскому уровню жизни – это не только экономическое развитие страны, но и соответствующий уровень духовности. Надеемся, что Харьков станет примером для всех городов Украины.




Hosted by uCoz